|
|
Праздник «Обычаи древних славян» Весна В старой русской жизни март считался первым месяцем в году и этот счет изменился только в княжение великого князя Василия Дмитриевича в начале XV столетия, когда год начинали с сентября. С1700 года Новый год начинается 1 января.
Праздники родились из славянской мифологии праславян, во времена формирования их единства, чему во многом способствовало принятие христианства. Годовой цикл Ярила (солнца) у славян делился на периоды, или времена года. Первым у древних славян был период Хорса (весны). В первый день марта говорили: «Пришли Евдокеи - мужику затеи». С этого дня готовили инвентарь (орудия труда). Название месяца «март» пришло на Русь поздно, оно византийско-римского происхождения и восходит к римскому богу войны Марсу, считавшемуся покровителем земледельцев. Однако в народе продолжали бытовать исконно русские названия первого месяца весны: протальник, солнцегрей, водотек, капельник, грачевник - они отражали природные явления этого времени года: затяжную борьбу тепла и холода. Творя праздники весны, совершая обряды, наши предки глубоко верили, что помогают красному солнышку разогреться в полную силу. С1 по 2 марта - Ярило (солнце) с вилами, так как считалось, что в этот день начинается борьба тепла с холодом и Ярило «поднимает зиму на вилы». Этот праздник продолжался и 2 марта. В честь Ярилы на ярмарке языческого бога представлял юноша в бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами с набеленным и нарумяненным лицом. Он руководил плясками. На возвышенных местах, «Ярилиных плешах», зажигали костры - Ярилины огни. Загадка. «Шла плешь на гору, шла плешь и под гору... Ту же плешь на здоровье съешь...» (блины) 3 марта. Дети кормили птиц выпеченными для этих целей овсяниками. Птицы - вестники весны. Птичка овсянка издавала звуки, схожие по ритму и тону со словами: «Покинь сани! Покинь сани!». 9 марта - день сорока мучеников, сорок или куликов. После масленицы это была вторая встреча весны. По заметкам стариков, с 9 марта начинаются утренники - утренние морозы - и продолжались ровно 40 дней. Если эти утренники будут продолжаться постоянно, тогда они говорят: «Лето будет теплое». Этот праздник связывался с прилетом птиц из теплых краев и прежде всего жаворонков. Пекли «жаворонков» из теста и раздавали ребятишкам. 25 марта устраивалась третья встреча весны -Благовещенье. На Благовещенье Богоматерь засевает все нивы зеленые с небесной высоты. Архангел Гавриил водит соху с запряженным в нем белым конем, а Мать Пресвятая Богородица разбрасывает из золотой конницы всякое жито пригоршнями и молит Господа о благословении на будущий урожай. Везде начинается пахота. . 1 апреля. В этот день просыпается домовой, поэтому надо всячески обманывать друг друга, чтобы сбить его с толку. Отсюда обычай: «1 апрель никому не верь». 7 апреля - Благовещенье - день начала весны, «день открытия земли», пробуждения ее ото сна, выхода из земли гадов, змей, лягушек, мышей, насекомых, появление нечистой силы, пора прилета птиц, пробуждение пчел, медведей. Благовещенье надо совершать очистительные обряды, что отпугнет вылезшую из земли нечисть. Благая весть о весне (дарят птичек). От волков бьют в металлическую посуду, звонят в колокольчик, кричат; змей отгоняют огнем, поджигают тряпки, мусор и т. д. На Благовещенье запрещается подметать в доме и выбрасывать мусор на огород, и в поле; от этого разводятся сорняки. Благовещенские костры - защита от болезней, сглаза и нечистой силы. В этот день и птица гнезда не вьет, и девка косы не плетет, иначе куры будут «расчесывать» грядки. Существовала легенда: птичка снегирь не пустил в свое гнездо кукушек и подрался с самцом, которого и убил. С тех пор осталась кукушка горемычной вдовой без гнезда. А сам победитель остался навсегда с несмываемым знаком боя и победы: со следами крови самца кукушки на своих перьях и на зобу. Пасха - праздник праздников. На Пасху «солнце играет». Посещают могилы родителей, совершают жертвоприношение, обмениваются и дарят пасхальные яйца: в этом обряде заключена идея ежегодного весеннего обновления мира. Первое воскресенье Пасхи называлось «Красная горка» и считалось девичьим праздником. В этот день справляли свадьбы и сватались. Молодежь пела «веснянки», в которых призывалась весна, водила хороводы, устраивала игры и пляски. . Фомино воскресенье (после Пасхи) называли «вьючным»: в этот день молодежь обходила те дома, в которых живут «вьюнец и вьюница молодые» и требовала от них выкуп. Вторая неделя после Пасхи считалась женской. Посвящена женам-мироносицам. В народе называлась «маргоскиной неделей». Девушки и женщины уходили в лес, «кумиться», после чего считались кумушками до следующего года. Затем угощения с обязательной яичницей. Ложки бросали как можно выше, чтобы лен уродился высокий. В этот день искали подорожник (кукушку), который якобы оказывал благоприятное действие на созревание капусты. . «Земля преет». День святой Марии Египетской, суд над блудницами. Смена саней на телегу. Земля оттаяла - «покойники воздохнули». 17 апреля - «Алексей - Божий человек пятнами пошел» -сходит последний снег. Выпускали пчел, пчелиный праздник. 23 апреля - Егорьев день, Велесов день «скотский праздник», обращение к Егорию, с жертвоприношениями. На Егория вешнего выгоняли скот и запахивали пашню для яровых. Месяц май - «коню сена дай, а сам на печь полезай». В мае маются, в мае часто не хватало хлеба (готовили щи из крапивы). 1 мая. Еремей-запрягальник (последняя встреча весны).
2
мая. Борисов день (Барыш день) - День торгов и ярмарок. 11 мая. Сидора-огуречница. Вознесение - на 40-й день обходили поля с яичницей, пекли из теста лесенки с семью ступеньками, призывая богатый урожай. 21 мая. День Константина и Елены, или «Олена-длинные льны». Для того чтобы лен вырос длиннее, в мешок с семенами клали печеные яйца, которые сеятель старался подбросить как можно выше. Лето - время сбора трав, окуривания охотничьих снарядов. Первая неделя лета называлась «русальная неделя», или «зеленые святки». Посвящались эти дни проводам весны и встрече лета. Главным праздником лета считается Троица. Троица - четверг седьмой недели после Пасхи (50-й день). Считалось, что если в этот день идет дождь, будет много грибов. Праздник на Троицу называли семак. В этот день плели венки, украшали дома распустившимися ветками. Совершали жертвоприношения, играли обряд «кумления» девушек между собой, гадали по брошенным в воду венкам (чей венок утонет - та в этом году замуж не выйдет). 23 июня отмечали день Ивана Купалы. Корни названия связаны с глаголами кипеть, купать (огонь и вода). В «купальные дни» в деревнях обряжали соломенных кукол, называемых «Иванами», и устанавливали их на плетнях и воротах. Возле них устраивали хороводы и веселые молодежные игры. Поздно вечером кукол либо топили, либо сжигали на берегу водоема. Праздник завершался всеобщим купанием. Обычай купаться сопровождался кострами, зажженными в ночи, через них прыгали. Считалось, что собранные в ночь на Ивана Купалу травы обладают целебной силой. 29 июня - день Петра и Павла, покровителей рыболовства. Молодежь шла гулять ночью в поле, где «караулила» первые лучи солнца. С Петрова дня начинали косить травы. До Петрова дня нужно было взорить (вспахать) землю. . Июль - макушка лета, устали не знает - все прибирает. Поспевали овощи, грибы, ягоды. 20 июля - Ильин день. Образ Ильи - собирательный образ древнееврейского бога грома, молний, дождя, связан с надеждой избежать губительных летних гроз и пожаров, спасти урожай и жилище от разрушительных стихий. На Руси Илья-пророк именовался грозным, а его день считается одним из самых опасных в году. Поскольку появление Ильи означает пожар, смерть, разрушение, в этот день совершали жертвоприношения. Если в этот день с утра облачно, то сев должен быть ранний и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень - средний сев, а если вечером - сев поздний и урожай плохой. До Ильина дня полагалось взборонить, до Спаса засеять, ибо «Петр и Павел день убавил, а Илья-пророк два часа уволок». Август - густоед, льнорост - припасает бабе холст. Медовый Спас - мед для поминовения родителей. На Спаса преображения погода преображается. С этого дня начинают сеять озимые. 6 августа - Яблочный Спас. В этот день идут в церковь святить фрукты (яблоки) и овощи. . 15 августа - день Успения Богородицы, день начала жатв. Женщины в этот день «купались на жнивье», приговаривая: «Жнивка, жнивка, отдай мою силушку на пест, на колотила, на молотило, на кривое веретено». Осень Сентябрь - поздний посев ржи. Начало посиделок и свадеб. 8 сентября - Малая пречистая - встреча осени. 24 сентября - Фекла-заревница - замолот хлебов с полуночи. 25 сентябрь - Сергей-куряшник, капустник. В хлеву и курятниках подвешивали амулеты «куриные боги» - камешки с естественным отверстием. В этот день убирали и заготавливали капусту. Праздник Воздвиженья У доброго мужика на Воздвиженье день и пироги с капустой. Воздвиженье - капустницы, капусту рубить пора. Капустница - осенние веселые вечеринки. Девушки, принарядившись, ходили из дома в дом рубить капусту. Длились капустники 2 недели. Обряд «первого снопа», «дожиночного снопа», «именника», его украшали лентами и цветами, вносили в красный угол. Устраивали пир. В октябре мужик с лаптями, и изба с дровами, а все спорины мало. Октябрь - «свадебник, грязник, ни колоса, ни полоза не любит». Начало зимних работ. Рубка и привоз дров. Свадебные недели. Начало санного пути и морозов. С 1 октября начинался Покров: «до обеда осень, а после обеда - зимушка-зима». На 14 октября - Параскева-трепальница. Ноемврий - византийское, грудень - славянское, листопад - украинское. Ноябрь - полузимник. В Михайлов день (21 ноября) скот загоняют на зимнее кормление. «Гурий на пегой кобыле - грязь и снег». В Михайлов день следует ублажить и задобрить дворового, не то он уйдет со двора, а на свое место пришлет лихого, то есть черта. Если в ноябре снег ляжет на сырую землю и не растает, то весной рано и дружно зацветут подснежники. Если снег выпадает на мерзлую землю, надо ожидать хорошего урожая хлеба. «Коли в ноябре лед на реке становится грудами, будут хлеба груды». 24 ноября - день Катерины-санницы. Первое катание на санях. Если дождь на Иоанна Милостивого 25 ноября, то оттепели до Введенья (до 4 декабря), днями. Несчастливыми днями в ноябре полагали 5, 8,17. Зима 25 декабря. На Руси зиму называли симарьгла. Сечень (январь) - время вырубки леса. Генварь, или януарий - византийское: русское - просинец -11-й месяц; когда год был с сентября - 5-й месяц, с 1700 года -1-й месяц. Студень (декабрь) - «студенее», холодно. Ему было посвящено много зимних праздников. Первым праздником было Рождество. Рождество - день зимнего солнцестояния, солнцеворота, после которого дни начинают прибывать, приближается весна, и солнце - верховное божество у многих, особенно земледельческих народов - как бы рождается заново. Пришло на Русь в X веке вместе с христианством, где слилось с древнесла-вянским праздником в честь духов предков. В этот день отмечалось (25 декабря) избавление церкви и Державы Российской от нашествия французов в 1812 году. Рождественский сочельник (в канун 25 декабря) включал встречу Нового года («щедрый вечер» перед 1 января), Новый год (Васильев день) и завершался крещенским сочельником (в канун 6 января). В канун Рождества (рождественская коляда), под Новый год и накануне Крещения осуществляли святочное ряжение. . Коляда - обряд прославления праздника Рождества Христова песнями. 6 января - этот праздник называется Водосвятием, потому что накануне освящают реки, озера и воду в храмах. В христианской религии - это Святое Богоявление, посвященное крещению Иисуса Христа Иоанном Предтечей, когда был слышен голос Бога-Отца и когда Дух Святой сошел в виде голубя на Богочеловека. Самым почитаемым зимним праздником была масленица. В феврале - масленица. С масленицей связано много пословиц и поговорок. «Не житье, а масленица». «Не все коту масленица». «Сваталась Маланья на масленицу, думала-гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что масленица только ставит молодых на показ». «Выпили пива на масленице, а с похмелья ломало после радоницы». Устраивались масленичные обозы из ряженых мужчин с соломенными колпаками на головах. Вечером колпаки сжигают. По деревням возят деревянную куклу, посаженную верхом на лошадь, и идя за ней, поют веселые песни. Строили снежные городки. Кулачные бои (один на один, стенка на стенку, щепляка - свалка). Всю неделю определяли: понедельник - встреча; вторник - заигрыши; среда - лакомка; четверг - разгул, перелом; пятница - тещины посиделки; суббота - золовкины посиделки; воскресенье - проводы, прощанья, целовальник, прощеный день. Сретенье (2 февраля) - солнце на лето, а зима на мороз поворотили; в Сретенье зима с летом встретились. Младенца Иисуса Христа принесли в храм, как полагалось по закону Моисееву. Этому событию и посвящен христианский праздник Сретенье господне. Христианская символика наделена чисто календарным смыслом: «сретенье» означает «встреча». |
|