Исторический   кружок    "Вехи"

МОУ   Сосновской   СОШ

г.  Белая    Калитва

 

Главная

История                 

Члены кружка

Это нам интересно

Наши работы

 

Праздник «Обычаи древних славян»

Весна

В старой русской жизни март считался первым месяцем в году и этот счет изменился только в княжение великого князя Васи­лия Дмитриевича в начале XV столетия, когда год начинали с сен­тября.

 С1700 года  Новый год начинается 1 января.

 

  Праздники родились из славянской мифологии праславян, во времена формирования их единства, чему во многом способствовало принятие христианства. Годовой цикл  Ярила (солнца) у славян делился на периоды, или времена года.

  Первым у древних славян был период Хорса (вес­ны).

В первый день марта говорили: «Пришли Евдокеи - мужику затеи». С этого дня готовили инвентарь (орудия труда).

Название месяца «март» пришло на Русь поздно, оно византийско-римского происхождения и восходит к римс­кому богу войны Марсу, считавшемуся покровителем земледель­цев. Однако в народе продолжали бытовать исконно русские на­звания первого месяца весны: протальник, солнцегрей, водотек, капельник, грачевник - они отражали природные явления это­го времени года: затяжную борьбу тепла и холода. Творя празд­ники весны, совершая обряды, наши предки глубоко верили, что помогают красному солнышку разогреться в полную силу.

С1 по 2 марта - Ярило (солнце) с вилами, так как считалось, что в этот день начинается борьба тепла с холодом и Ярило «поднимает зиму на вилы». Этот праздник продолжался и 2 марта. В честь Ярилы на ярмарке языческого бога представ­лял юноша в бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лен­тами и цветами с набеленным и нарумяненным лицом. Он ру­ководил плясками.

На возвышенных местах, «Ярилиных плешах», зажигали ко­стры - Ярилины огни.

Загадка. «Шла плешь на гору, шла плешь и под гору... Ту же плешь на здоровье съешь...» (блины)

3 марта. Дети кормили птиц выпеченными для этих целей овсяниками. Птицы - вестники весны. Птичка овсянка издава­ла звуки, схожие по ритму и тону со словами: «Покинь сани! Покинь сани!».

9 марта - день сорока мучеников, сорок или кули­ков. После масленицы это была вторая встреча весны. По за­меткам стариков, с 9 марта начинаются утренники - утренние морозы - и продолжались ровно 40 дней. Если эти утренники будут продолжаться постоянно, тогда они говорят: «Лето будет теплое». Этот праздник связывался с прилетом птиц из теплых краев и прежде всего жаворонков. Пекли «жаворонков» из тес­та и раздавали ребятишкам.

25 марта устраивалась третья встреча весны -Благовещенье. На Благовещенье Богоматерь засевает все нивы зеленые с небесной высоты. Архангел Гавриил водит соху с зап­ряженным в нем белым конем, а Мать Пресвятая Богородица разбрасывает из золотой конницы всякое жито пригоршнями и молит Господа о благословении на будущий урожай. Везде на­чинается пахота.

. 1 апреля. В этот день просыпается домовой, по­этому надо всячески обманывать друг друга, чтобы сбить его с толку. Отсюда обычай: «1 апрель никому не верь».

7 апреля - Благовещенье - день начала весны, «день откры­тия земли», пробуждения ее ото сна, выхода из земли гадов, змей, лягушек, мышей, насекомых, появление нечистой силы, пора прилета птиц, пробуждение пчел, медведей.

Благовещенье надо совершать очистительные обряды, что отпугнет вылезшую из земли нечисть.

Благая весть о весне (дарят птичек).

От волков бьют в металлическую посуду, звонят в колоколь­чик, кричат; змей отгоняют огнем, поджигают тряпки, мусор и т. д.

На Благовещенье запрещается подметать в доме и выбрасы­вать мусор на огород, и в поле; от этого разводятся сорняки.

Благовещенские костры - защита от болезней, сглаза и не­чистой силы.

В этот день и птица гнезда не вьет, и девка косы не плетет, иначе куры будут «расчесывать» грядки.

Существовала легенда: птичка снегирь не пустил в свое гнез­до кукушек и подрался с самцом, которого и убил. С тех пор осталась кукушка горемычной вдовой без гнезда. А сам победи­тель остался навсегда с несмываемым знаком боя и победы: со следами крови самца кукушки на своих перьях и на зобу.

Пасха - праздник праздников. На Пасху «солнце играет».

Посещают могилы родителей, совершают жертвоприноше­ние, обмениваются и дарят пасхальные яйца: в этом обряде за­ключена идея ежегодного весеннего обновления мира.

Первое воскресенье Пасхи называлось «Красная горка» и считалось девичьим праздником. В этот день справляли свадь­бы и сватались. Молодежь пела «веснянки», в которых призы­валась весна, водила хороводы, устраивала игры и пляски.

. Фомино воскресенье (после Пасхи) называли «вьючным»: в этот день молодежь обходила те дома, в которых живут «вьюнец и вьюница молодые» и требовала от них выкуп.

Вторая неделя после Пасхи считалась женской. Посвящена женам-мироносицам. В народе называлась «маргоскиной неде­лей». Девушки и женщины уходили в лес, «кумиться», после чего считались кумушками до следующего года. Затем угощения с обязательной яичницей. Ложки бросали как можно выше, что­бы лен уродился высокий. В этот день искали подорожник (ку­кушку), который якобы оказывал благоприятное действие на созревание капусты.

. «Земля преет». День святой Марии Египетской,

суд над блудницами. Смена саней на телегу. Земля оттаяла - «по­койники воздохнули».

17 апреля - «Алексей - Божий человек пятнами пошел» -сходит последний снег. Выпускали пчел, пчелиный праздник.

23 апреля - Егорьев день, Велесов день «скотский праздник», обращение к Егорию, с жертвоприношениями. На Егория вешнего выгоня­ли скот и запахивали пашню для яровых.

Месяц май - «коню сена дай, а сам на печь поле­зай». В мае маются, в мае часто не хватало хлеба (готовили щи из крапивы).

1  мая. Еремей-запрягальник (последняя встреча весны).

2  мая. Борисов день (Барыш день) - День торгов и ярмарок.
9 мая. День Николы вешнего. Сажали картофель.

11 мая. Сидора-огуречница.

Вознесение - на 40-й день обходили поля с яичницей, пекли из теста лесенки с семью ступеньками, призывая богатый уро­жай.

21 мая. День Константина и Елены, или «Олена-длинные льны». Для того чтобы лен вырос длиннее, в мешок с семенами клали печеные яйца, которые сеятель старался подбросить как можно выше.

Лето - время сбора трав, окуривания охотничьих снарядов. Первая неделя лета называлась «русальная неделя», или «зеленые святки». Посвящались эти дни проводам весны и встрече лета.

Главным праздником лета считается Троица. Троица - четверг седьмой недели после Пасхи (50-й день). Считалось, что если в этот день идет дождь, будет много грибов.

Праздник на Троицу называли семак. В этот день плели венки, украшали дома распустившимися ветками. Совер­шали жертвоприношения, играли обряд «кумления» девушек между собой, гадали по брошенным в воду венкам (чей венок утонет - та в этом году замуж не выйдет).

23 июня отмечали день Ивана Купалы. Корни на­звания связаны с глаголами кипеть, купать (огонь и вода). В «купальные дни» в деревнях обряжали соломенных кукол, на­зываемых «Иванами», и устанавливали их на плетнях и воро­тах. Возле них устраивали хороводы и веселые молодежные игры.

Поздно вечером кукол либо топили, либо сжигали на берегу водоема. Праздник завершался всеобщим купанием. Обычай купаться сопровождался кострами, зажженными в ночи, через них прыгали. Считалось, что собранные в ночь на Ивана Купалу травы обладают целебной силой.

29 июня - день Петра и Павла, покровителей ры­боловства. Молодежь шла гулять ночью в поле, где «караули­ла» первые лучи солнца. С Петрова дня начинали косить травы.

До Петрова дня нужно было взорить (вспахать) землю.

. Июль - макушка лета, устали не знает - все при­бирает. Поспевали овощи, грибы, ягоды.

20 июля - Ильин день. Образ Ильи - собирательный образ древнееврейского бога грома, молний, дождя, связан с надеж­дой избежать губительных летних гроз и пожаров, спасти уро­жай и жилище от разрушительных стихий. На Руси Илья-про­рок именовался грозным, а его день считается одним из самых опасных в году. Поскольку появление Ильи означает пожар, смерть, разрушение, в этот день совершали жертвоприношения.

 Если в этот день с утра облачно, то сев должен быть ранний и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень - средний сев, а если вечером - сев поздний и урожай плохой.

До Ильина дня полагалось взборонить, до Спаса засеять, ибо «Петр и Павел день убавил, а Илья-пророк два часа уволок».

Август - густоед, льнорост - припасает бабе холст. Медовый Спас - мед для поминовения родителей.

На Спаса преображения погода преображается. С этого дня начинают сеять озимые.

6 августа - Яблочный Спас. В этот день идут в церковь святить фрукты (яблоки) и овощи.

. 15 августа - день Успения Богородицы, день на­чала жатв. Женщины в этот день «купались на жнивье», приго­варивая: «Жнивка, жнивка, отдай мою силушку на пест, на ко­лотила, на молотило, на кривое веретено».

Осень

Сентябрь - поздний посев ржи. Начало посиделок и свадеб.

8 сентября - Малая пречистая - встреча осени.

24 сентября - Фекла-заревница - замолот хлебов с полу­ночи.

25 сентябрь - Сергей-куряшник, капустник. В хлеву и курятниках подвешивали амулеты «куриные боги» - камешки с естественным отверстием.

  В этот день убирали и заготавливали капусту. Праз­дник Воздвиженья

У доброго мужика на Воздвиженье день и пироги с капустой. Воздвиженье - капустницы, капусту рубить пора.

Капустница - осенние веселые вечеринки. Девуш­ки, принарядившись, ходили из дома в дом рубить капусту. Дли­лись капустники 2 недели.

Обряд «первого снопа», «дожиночного снопа», «именника», его украшали лентами и цветами, вносили в красный угол. Устраивали пир.

В октябре мужик с лаптями, и изба с дровами, а все спорины мало. Октябрь - «свадебник, грязник, ни колоса, ни полоза не любит». Начало зимних работ. Рубка и привоз дров. Свадебные недели. Начало санного пути и морозов.

С 1 октября начинался Покров: «до обеда осень, а после обеда - зимушка-зима».

На 14 октября - Параскева-трепальница.

Ноемврий - византийское, грудень - славянское, листопад - украинское.

Ноябрь - полузимник. В Михайлов день (21 ноября) скот загоняют на зимнее кормление. «Гурий на пегой кобыле - грязь и снег». В Михайлов день следует ублажить и задобрить дворо­вого, не то он уйдет со двора, а на свое место пришлет лихого, то есть черта.

 Если в ноябре снег ляжет на сырую землю и не рас­тает, то весной рано и дружно зацветут подснежники.

Если снег выпадает на мерзлую землю, надо ожидать хоро­шего урожая хлеба. «Коли в ноябре лед на реке становится гру­дами, будут хлеба груды».

  24 ноября - день Катерины-санницы. Первое катание на санях. Если дождь на Иоанна Милостиво­го 25 ноября, то оттепели до Введенья (до 4 декабря), днями. Несчастливыми днями в ноябре полагали 5, 8,17.

Зима

25 декабря. На Руси зиму называли симарьгла. Сечень (январь) - время вырубки леса.

Генварь, или януарий - византийское: русское - просинец -11-й месяц; когда год был с сентября - 5-й месяц, с 1700 года -1-й месяц.

Студень (декабрь) - «студенее», холодно. Ему было посвя­щено много зимних праздников. Первым праздником было Рож­дество. Рождество - день зимнего солнцестояния, солнцеворо­та, после которого дни начинают прибывать, приближается весна, и солнце - верховное божество у многих, особенно зем­ледельческих народов - как бы рождается заново. Пришло на Русь в X веке вместе с христианством, где слилось с древнесла-вянским праздником в честь духов предков.

В этот день отмечалось (25 декабря) избавление церкви и Державы Российской от нашествия французов в 1812 году.

Рождественский сочельник (в канун 25 декабря) включал встречу Нового года («щедрый вечер» перед 1 янва­ря), Новый год (Васильев день) и завершался крещенским сочельником (в канун 6 января). В канун Рождества (рождествен­ская коляда), под Новый год и накануне Крещения осуществля­ли святочное ряжение.

. Коляда - обряд прославления праздника Рожде­ства Христова песнями.

 6 января - этот праздник называется Водосвяти­ем, потому что накануне освящают реки, озера и воду в храмах. В христианской религии - это Святое Богоявление, посвящен­ное крещению Иисуса Христа Иоанном Предтечей, когда был слышен голос Бога-Отца и когда Дух Святой сошел в виде голу­бя на Богочеловека.

Самым почитаемым зимним праздником была масленица.

В феврале - масленица.

С масленицей связано много пословиц и поговорок.

«Не житье, а масленица». «Не все коту масленица». «Свата­лась Маланья на масленицу, думала-гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что масленица только ставит молодых на показ». «Выпили пива на масленице, а с похмелья ломало пос­ле радоницы».

Устраивались масленичные обозы из ряженых муж­чин с соломенными колпаками на головах. Вечером колпаки сжигают. По деревням возят деревянную куклу, посаженную верхом на лошадь, и идя за ней, поют веселые песни.

Строили снежные городки. Кулачные бои (один на один, стенка на стенку, щепляка - свалка).

Всю неделю определяли: понедельник - встреча;

вторник - заигрыши;

среда - лакомка;

четверг - разгул,

перелом;

пятница - тещины посиделки; суббота - золовкины посиделки;

воскресенье - проводы, прощанья, целовальник, прощеный день.

Сретенье (2 февраля) - солнце на лето, а зима на мороз по­воротили; в Сретенье зима с летом встретились.

Младенца Иисуса Христа принесли в храм, как полагалось по закону Моисееву. Этому событию и посвящен христианский праздник Сретенье господне. Христианская символика наделе­на чисто календарным смыслом: «сретенье» означает «встреча».

Hosted by uCoz