Исторический   кружок    "Вехи"

МОУ   Сосновской   СОШ

г.  Белая    Калитва

 

Главная

История                 

Члены кружка

Это нам интересно

Наши работы

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

В 2005 году наше правительство сообщило репортёрам о том, что наше государство планирует к концу этого десятилетия полностью ликвидировать государственный сектор в экономике. Я считаю, что этого делать нельзя, так как наш мир уже в 15 – 16 веках пережил эпоху чисто рыночной экономики без вмешательства государства в экономику. Ряд кризисов и мировых войн вынудил государство не только вмешиваться в экономику, но и создавать свой сектор. На протяжении последующих  200 лет, вопрос о размере государственного сектора и роли государства в экономике неоднократно обсуждался в научном мире. Он и сейчас является одним из важнейших вопросов экономики.

Так Липсиц И.В. в своём учебном пособии для старшеклассников «Экономика» часть I и II посвящает этому вопросу два раздела, в которых освещается опыт более развитых стран, и показывает особенности экономического развития России на протяжении всей её истории[1]. Он высказывает мнение о том, что России необходимо учитывать свои традиции, искать, внедрять положительный опыт других стран и исправлять тенденции сложившиеся  в последние пять веков (вывоз сырья).

 Его поддерживает автор учебника обществознания  10 – 11 класс – Боголюбов Л.Н., который говорит о необходимости строить в России рыночную экономику для того, чтобы построить сильное государство, но он обращает внимание на то, что рыночные отношения пагубно влияют на духовный мир человека: ожесточение, жажда наживы, приоритет личных интересов над общественными, и так далее[2].

            Истоками экономической мысли заинтересовался и обобщил        Варга В. в своем учебном пособии для студентов –  «Роль государства в рыночном хозяйстве»[3]. Он считает, что любой современной экономической системы важная роль должно принадлежать государству. Так как государство – это регуляторная система, которая поддерживает  в экономике золотую середину, то есть является гарантом стабильности в стране.

Тему о роли государства в экономике подымали  Вотский К.П., Водянский В.А. в своей монографии « История эволюции представлений о роли государства в экономике» и Папава В. «Роль государства в современной экономической системе» Они не только проследили эволюцию взглядов, но и обратили внимание на то, что процесс изменения взглядов на роль государства в экономике происходило не постепенно, а скачками: экономические кризисы и проблемы заставляли экономистов с каждым разом увеличивать роль и значение государства.

О необходимости государственного регулирования, необходимости контроля м развития инфраструктуры говорят авторы работ «Современная экономика» и «Основы  экономики».

Что заставило эволюционировать взгляды учёных на роль государства в экономике, в чём значение и суть государственного вмешательства является целью моей работы.

 ГЛАВА 1

Экономические учения о роли государства в экономике.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

                  Следующей ступенью развития представлений о роли госу­дарства стала работа А.Смита "Исследование о природе и причи­нах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил» (принцип"laissez faire") создает гармоничное устройство[4].

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэф­фективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к дости­жению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом.

Главное заключалось в том, что для всех субъектов хо­зяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятель­ности, свобода конкуренции и свобода торговли.

 В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада эконо­мики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства[5]. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-де­нежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гиб­кая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной пла­ты. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования явля­ются:

- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;

- создание обширной зоны государственного предпринима­тельства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

- широкое использование бюджетно-финансовых и кредит­но-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъ­юнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высо­ких темпов роста и высокого уровня занятости.

 Модель  государственного регулирования, предложенная   Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с на­чала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возмож­ностями государственного регулирования и объективными экономи­ческими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон             Фил­липса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раск­ручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель ре­гулирования.

 Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключа­лась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение[6].

Сторонники экономики предложения считают необхо­димым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфля­ция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инф­ляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы пред­ложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе ре­комендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Сле­довательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулиро­вания. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и зара­ботной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского зако­нодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом государству отводится огромная роль в экономике. Это и видно из того, что в экономической науке существует четыре точки зрения. Их объединяет то, что они признают необходимым вмешательство государства в экономику, а различают задачи, которые авторы экономических учений возлагают на него. Так, меркантилисты отводят государству роль защитника отечественного производителя, а последователи  А. Смита отводят государству роль – арбитра в экономике. В отличии от них Кейнс, считает что государство должно взять на себя планирование и проведение антикризисных мероприятий.

 Последователи неоклассической мысли, наоборот отводят государству роль  создателя условий для экономической свободы накопление капитала.

 ГЛАВА 2

Роль государства в экономике.

 

Масштабы огосударствления различны в разных странах и в разнос время и зависят от конкретных обстоятельств.

Государство, обладая значительной собственностью, стало субъектом хозяйствования: самым крупным продавцом и покупателем.

Общепризнано, что  современная   рыночная   экономика  не  может  существовать без  государственной,  хозяйственной  деятельности. Дискутируются  лишь  масштабы вмешательства  государства  в  экономику. Так, классики  экономической  теории (А. Смит, Д. Риккардо) считали, что  рыночная  экономика  должна развиваться  на основе  саморегулирования, т. е. без  участия  каких-либо  внешних сил, в  том  числе и  государства.

Однако  разразившийся  в  1929-1933 гг.  кризис  капиталистической  экономики ознаменовал  конец  «эры»  свободного  предпринимательства, показал  неспособность  рыночной  системы  развиваться  без  вмешательства  государства[7].

Необходимость  государственного  регулирования  рыночной  экономики  теоретически  обосновал  английский  экономист  Дж. М. Кейнс  в  книге  «Общая  теория   занятости, процента  и денег» (1946)[8].

Эта  теория  получила  практическое  применение  в  экономике  США (в 50-е  годы) и  принесла  определенные  положительные  результаты  в хозяйственной  деятельности. В  дальнейшем  теория  государственного  регулирования  Кейнса  легла  в основу  экономической  политики  почти  всех  развитых  капиталистических  стран.

Экономическая  роль  государства  в  той  или  иной  стране  определяется  долей национального дохода, сосредоточенного  «в  руках»  государства.

Если  государству  принадлежит  почти  весь  национальный  доход, то  это  чисто государственная  экономика. В  таком  случае  управление  осуществляется  из  единого центра, а  экономическую  систему  называют  административно-командной, или тоталитарной. Подобная  экономика  имела  место  в  Советском  Союзе, в  других социалистических  странах[9].

В  экономике  социалистических  стран  свободный  рынок  отсутствовал. Переход к  рыночной  системе  означает, грубо  говоря, «отъем»  национального  дохода («национального  пирога»)  у  государства  и  передачу  его  в  частное (индивидуальное  или    групповое) владение, распоряжение  и  использование. Этот  переход  государственной собственности  в  частную  может  происходить  или  насильно (революционным  путем), или  добровольно (эволюционным  путем), например, как  это  произошло  в результате  приватизации  государственной  собственности  в  России  через  ваучеры.

Таким  образом, исторический  процесс  развития  экономики  зависит  от  решения вопроса: какова  доля  государства  в  экономической  деятельности?

Если  государство  распоряжается  10-50 %  национального  дохода, то  такая экономика  является  смешанной, т. е. одна  часть  национального  дохода  сосредоточена  в  руках  государства, а  другая - в  руках  частных  владельцев.

Доля  национального  дохода, которой  распоряжается  государство, может  колебаться  под  влиянием  внешних  обстоятельств, например  войны. Так, в  США  в  1929-1940 гг.  доля  государства  в  национальном  доходе  колебалась  в  пределах  10-13 %, затем  стремительно  выросла  во  время  второй  мировой  войны (до 45 %). Однако  с начала  50-х  годов  эта  доля  колебалась  на  уровне  15- 30 %  национального  дохода[10].

Заметим: в  США  в  отличие  от  других  промышленно  развитых  стран  размер  государственного  сектора  невелик. В  Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании  и ФРГ  он  значительно  больше  и  достигает  40-50 %.

Почему  растет  государственный  сектор? Главными  причинами  являются:

рост расходов на оборону и военно-космические исследования;

рост народонаселения;

решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;

решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения, нищеты.

Таким образом, вмешательство  государства  в  экономику,  вызвано  стремлением  правительства смягчить  неэффективность  и  «несправедливость», связанные  с  функционированием  рыночной  экономики.

В  нынешних годах  наблюдался  как  бы  обратный  процесс: усилился  интерес  к  рыночному  механизму. Причиной  явилось  снижение  эффективности государственного  сектора. Однако  это  не  означает, что  происходит  полное  свертывание  государственного  вмешательства. Государство всегда будет иметь свою долю в рыночной экономике.

Регулирование  государством  рынка (частного  капитала) направлено  на  достижение  следующих  экономических  целей:

    1. Экономический  рост.

     Эта  цель  предполагает  увеличение  объемов  производства  материальных  благ, улучшение  их  качества, обеспечение  более  высокого  уровня  жизни.

    2. Экономическая  эффективность.

     Эта  цель  требует  получения  наибольших (наилучших) результатов  при  минимальных  затратах  имеющихся  ограниченных  производственных  ресурсов.

    3. Полная  занятость  трудоспособного  населения.

     Реализация  этой  цели  позволит  обеспечить  всех, кто  может  и  желает  работать, занятием (рабочим  местом) в  соответствии  с  их  потребностями  и  квалификацией.

4.Стабильный уровень цен.                                                                      Значительное  повышение  или  снижение  общего  уровня  цен                    дестабилизирует  экономику  в  целом, возникают  напряжение, различного  рода  сложности  в  экономической  деятельности (инфляция  и  дефляция), которых  крайне  важно  избегать.

    5. Экономическая  свобода.

     Предприниматели, хозяйствующие  субъекты  рыночной  экономики  должны  обладать  в  своей  экономической  деятельности  высокой  степенью  свободы.

    6. Справедливое  распределение  доходов.

     С  позиции  рыночной  экономики  доходы, полученные  в  результате  конкурентной  борьбы, справедливы. Принцип: «На  равный  капитал - равная  прибыль» действует  как  тенденция. Уравнительное  распределение  недопустимо. В  то  же время  ни  одна  группа  граждан  в  цивилизованном  обществе  не  должна  пребывать в  нищете, когда  другие  купаются  в  роскоши.

     7. Экономическая обеспеченность.

     В  обществе, к  сожалению, существуют  хронически  больные, нетрудоспособные, престарелые  и  другие  иждивенцы. Необходимо  обеспечить  их  нормальное существование  за  счет  средств  государственного  бюджета  и  различных  социальных  и благотворительных  фондов.

    8. Торговый баланс.

     Предполагается  поддержание  разумного  соотношения  экспорта  и  импорта внешней  торговли  национальной  экономики, а  также  баланс  международных  финансовых  сделок[11].

Этот  перечень  можно  дополнить  и  другими  целями, например  улучшением охраны  окружающей  среды  и  т. д.

Анализ  перечисленных  целей  позволяет  отметить, что  некоторые  из  них  могут противоречить  другим  или  взаимно  исключать  друг  друга. Например, экономический  рост  и  полная  занятость  могут  вызвать  повышение  цен  и  породить инфляцию. Стремление  обеспечить  равенство  в  распределении  может  снизить мотивацию  к  творческому, рискованному  труду  и  тем  самым  замедлить экономический  рост.

Следовательно, общество  вынуждено  разработать  систему  приоритетов  в  осуществлении задач, которые  будут  различны  для  разных  периодов  времени, для  отдельных стран  и  регионов.

Выработка  конкретных  программ  достижения  крупных  экономических  целей общества  лежит  в  основе  экономической  политики  того  или  иного  государства.

Эти  цели  реализуются, если  государство (правительство) выполняет  как  минимум следующие  экономические  функции:

    1) создание  правовой  базы  и  общественной  атмосферы, способствующей  нормальному  функционированию  рынка;

    2) защиту конкуренции;

    3) производство  социально  значимых  товаров (услуг);

    4) защиту  населения  от  вредных  побочных  последствий  предпринимательства;

    5) перераспределение  доходов  и  ресурсов;

    6) стабилизацию  экономики.

Государственное  вмешательство  в  рыночную  экономику  может  быть  двух видов: прямое и косвенное.

Прямое  регулирование  предполагает  непосредственное  вмешательство  государства  в  национальное  производство  в  следующих  формах:

    1) создание  новых  промышленных  объектов;

    2) национализация  убыточных  частных  предприятий;

    3) покупка  акций  частных  предприятий.

Прямое  регулирование  приводит  к  созданию  государственного  сектора  производства  товаров  и  услуг. Исторически  обусловлено, что  прямое  вмешательство государства  в  экономику  происходит, прежде  всего, в  отраслях, которые  создают общественные  блага, т. е. блага, нужные  всем  без  исключения  для  нормальной повседневной  жизни. Эти  отрасли, или  сфера  деятельности, называются инфраструктурой.

Инфраструктура - это  основа  любой  экономики.

Выделение  инфраструктуры  как  крупной сферы  народного  хозяйства  базируется на  различии  между  особенными  и  общими  условиями  производства.

К  особенным условиям  относятся  конкретные  формы  технологического  процесса, присущие каждому  виду производства, будь  оно  промышленным  или  сельскохозяйственным.

Общие  условия  охватывают  те, без  которых  не  может  функционировать  никакое производство, точнее, эффективно  функционировать. Иначе  говоря, общие  условия не  связаны  с  технологией  конкретного  вида  производства, они  существуют независимо  от  нее.

Общие условия производства создаются в результате производственной деятельности таких отраслей народного хозяйства, как информатика, транспорт, связь, электроэнергетика, коммунальное хозяйство, и некоторых других. Все эти отрасли в совокупности образуют производственную инфраструктуру. Они обладают единым свойством - обеспечивать взаимосвязь всех фаз воспроизводственного процесса: производства, обмена, распределения и потребления.

Поскольку функцией инфраструктуры является обеспечение всего процесса воспроизводства, то ее можно рассматривать на трех уровнях: микро-, мезо- и макро-.

На микроуровне инфраструктуру понимают как совокупность материально-вещественных условий, или инженерно-технических сооружений, необходимых для функционирования отдельного предприятия либо отрасли. В этом случае речь идет об инфраструктуре сельского хозяйства, транспорта, связи, материально-технического снабжения, науки и т. д. На транспорте, например, к инфраструктуре относятся сооружения, обслуживающие движение транспортных средств: насыпи, траншеи, подземные тоннели, дорожные станции, портовые сооружения, системы сигнализации и т. п. Инфраструктура науки и образования - это разного рода сооружения, необходимые для осуществления научной и общеобразовательной деятельности, накопленные фонды научной информации, а также средства, служащие для их передачи, и т. д.

              На мезоуровне инфраструктура анализируется применительно к определенному району или региону. Она представляет собой системы сооружений, материально-вещественных элементов, обеспечивающих непрерывную и эффективную связь предприятий основного производства в пределах данной территории и нормальную жизнедеятельность населения данного региона. Региональная инфраструктура призвана способствовать формированию и развитию крупных территориально-производственных комплексов.

На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие материального производства страны в целом и удовлетворяющих коллективные потребности всех членов общества. Эти общие условия и создаются за счет функционирования отраслей общего назначения, специфика которых состоит в том, что они нужны всем без исключения видам производств и человеку.

Инфраструктуру на макроуровне обычно подразделяют на производственную и социально-бытовую.

К производственной инфраструктуре относятся те отрасли, которые  непосредственно связаны с производством материально-вещественного продукта и функционально создают ему общие условия. Это транспорт, связь, электроэнергетика, наука и научно-техническая информационная служба, другие виды подобных производств.

Развитие производственной инфраструктуры должно ориентироваться не на любую отраслевую структуру, а только на прогрессивную, обеспечивающую благоприятные условия интенсификации воспроизводства. На первом месте в системе производственной инфраструктуры стоит научная и информационная инфраструктура.

Совокупность же отраслей, которые непосредственно связаны с созданием общих условий для воспроизводства рабочей силы и обеспечением нормальной жизнедеятельности населения, представляет собой социально-бытовую инфраструктуру. К ней относятся, прежде всего, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие отрасли.

Подобное разграничение инфраструктуры на производственную и социально-бытовую важно для практики развития, как всего народного хозяйства, так и отдельных его регионов. Чтобы экономическое развитие происходило согласованно во всех звеньях, нельзя допускать отставания ни одного из них. Если это происходит, то образуется диспропорция в развитии экономики, что приводит к потерям в народном хозяйстве. Например, если активно развивается автомобильная промышленность, но недостаточно шоссейных дорог с твердым покрытием, отсутствуют оптимальные условия для использования автомобилей. Или другой пример: построены промышленные предприятия, но мало жилья, школ, детских садов. Отсюда возникают трудности с привлечением рабочей силы как важнейшего условия процесса производства. Как видим, формирование производственной и социально-бытовой инфраструктуры имеет важное значение в повышении эффективности общественного производства, его интенсификации, в создании всех предпосылок для обеспечения высокого жизненного уровня населения страны.

В зависимости от времени формирования инфраструктуры и отраслей промышленного производства выделяют три ее типа:

     опережающий (инфраструктурные сооружения создаются до возведения объектов промышленного или сельскохозяйственного производства, и часть инфраструктурных мощностей остается в резерве на случай роста спроса на них в будущем);

     одновременный, или синхронный (степень развития инфраструктуры           соответствует уровню индустриального развития);

     запаздывающий, когда степень насыщенности инфраструктурными отраслями и объектами отстает от потребностей экономики.

               В чем же специфика инфраструктуры? Каковы ее признаки?

    Во-первых, инфраструктура - это сектор экономики общего назначения.

    Во-вторых, инфраструктура предполагает коллективное потребление.

    В-третьих, инфраструктура непосредственно влияет на процесс производства, хотя находится за его технологическими пределами. Перечень отраслей и объектов инфраструктуры не может быть абсолютно неизменным, жестко регламентированным для всех этапов экономического развития страны.

Круг инфраструктурных отраслей и элементов достаточно гибок, он в значительной степени изменяется под влиянием научно-технического прогресса.

В результате исследований установлено, что во всех развитых странах вмешательство государства в экономику начиналось и прочно удерживается в сфере инфраструктуры, как производственной, так и социальной.

Государственные расходы на отрасли инфраструктуры возрастают быстрее, чем

на другие отрасли национального производства.

Так, американский экономист Д. Ашауэр утверждает, что замедление роста производительности труда в 70-80-е годы главным образом объяснялось недостаточностью государственных капиталовложений в инфраструктуру экономики США[12].

Он также приводит данные, показывающие тесную взаимосвязь капиталовложений в инфраструктуру и динамики производительности труда. По его мнению, такие страны, как Япония, направляющие значительную часть ВНП на развитие инфраструктуры, отличаются высокими темпами роста производительности труда. В тех же странах, где, как в США, в инфраструктуру вкладывается сравнительно мало средств, производительность труда падает. Жизнь показывает, что государство должно активно вмешиваться в экономику через создание и развитие инфраструктуры.

Косвенное, или административное, государственное регулирование происходит через распределение законодательной и исполнительной власти, создание законов (декретов) по регулированию экономической деятельности. Такое регулирование осуществляется без инвестиций, без денег. Косвенное регулирование охватывает бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную сферы.

Государственное регулирование в долгосрочном аспекте выступает как  экономическое программирование или прогнозирование развития отдельных экономических систем (например, энергетических или транспортных) либо экономики в целом.

Большой опыт программирования был накоплен в странах с национализированным сектором экономики. Это, прежде всего Франция, Италия, Англия. Позже программирование и особенно прогнозирование стало широко применяться в Японии и США. Например, в США была составлена программа развития американской экономики после ядерных взрывов.

Государственное вмешательство в экономику может осуществляться через государственный бюджет.

Государственный бюджет состоит из двух частей: доходов и расходов.

Основными источниками формирования доходов являются следующие налоги:

личный подоходный;

на прибыль;

на заработную плату;

поимущественный;

на добавленную стоимость;

акцизы или налоги на продажу и т. д.

Основные статьи расходов государственного бюджета - это расходы на:

национальную оборону;

государственные закупки товаров и услуг;

образование;

здравоохранение;

социальное обеспечение;

общественную безопасность и т. д.

Если расходы бюджета больше доходов, возникает дефицит бюджета.

Как избавиться от дефицита государственного бюджета? Для этого необходимо увеличить доходы или сократить расходы.

Увеличить доходы можно следующим образом:

1) изменить налоговую систему (увеличить налоговые ставки);

2) обеспечить выпуск ценных государственных бумаг (облигаций);

3) увеличить выпуск (эмиссию) денег.

Увеличение ставок налогов может лишь временно повысить доход государства, так как рост налоговой ставки уменьшает доход предпринимателя и потребителя, а, следовательно, возможности дальнейшего расширения производства. А если сократится производство, то уменьшится прибыль и, следовательно, поступления в бюджет. Сокращение налоговых поступлений при высоких ставках налогов называется эффектом Лаффера[13].

Роль как мы видим, очень огромна. Перед современным государством стоит целый ряд целей:

    1. Экономический  рост.

    2. Экономическая  эффективность.

    3. Полная  занятость  трудоспособного  населения.

    4. Стабильный  уровень  цен.

    5. Экономическая  свобода.

    6. Справедливое  распределение  доходов.

    7. Экономическая обеспеченность.

    8. Торговый баланс.

    и задач:

- увеличение  объемов  производства  материальных  благ, улучшение  их  качества, обеспечение  более  высокого  уровня  жизни.

- получения  наибольших (наилучших) результатов  при  минимальных  затратах  имеющихся  ограниченных  производственных  ресурсов.

- обеспечить  всех, кто  может  и  желает  работать, занятием (рабочим  местом) в  соответствии  с  их  потребностями  и  квалификацией.

- избежать сложности  в  экономической  деятельности (инфляция                               и  дефляция).

- предприниматели, хозяйствующие  субъекты  рыночной  экономики        должны  обладать  в  своей  экономической  деятельности  высокой  степенью  свободы.

- обеспечить людей с ограниченными возможностями (хронически  больные, нетрудоспособные, престарелые  и  другие  иждивенцы), то есть осуществить им нормальное существование  за  счет  средств  государственного  бюджета  и  различных  социальных  и благотворительных  фондов.

- поддержание  разумного  соотношения  экспорта  и  импорта внешней  торговли  национальной  экономики.

-  поддерживать баланс  международных  финансовых  сделок.

которые невозможно решить без вмешательства государства и без наличия в экономике страны государственного сектора. Особая ответственность ложится на государство в связи с необходимостью прогнозирования развития экономики, от чего зависит будущее страны и народа.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Как мы видим,  из всего выше изложенного в современном мире государству отводится огромная роль в экономике. Это и видно из того, что в экономической науке существует четыре точки зрения. Их объединяет то, что они признают необходимым вмешательство государства в экономику, а различают задачи, которые авторы экономических учений возлагают на него. Так, меркантилисты отводят государству роль защитника отечественного производителя, а последователи  А. Смита отводят государству роль – арбитра в экономике. В отличии от них Кейнс, считает что государство должно взять на себя планирование и проведение антикризисных мероприятий.

 Последователи неоклассической мысли, наоборот отводят государству роль  создателя условий для экономической свободы накопление капитала.

 И всё же какова роль государства в экономике? Роль как мы видим, очень огромна. Перед современным государством стоит целый ряд целей:

    1. Экономический  рост.

    2. Экономическая  эффективность.

    3. Полная  занятость  трудоспособного  населения.

    4. Стабильный  уровень  цен.

    5. Экономическая  свобода.

    6. Справедливое  распределение  доходов.

    7. Экономическая обеспеченность.

    8. Торговый баланс.

    и задач:

- увеличение  объемов  производства  материальных  благ, улучшение  их  качества, обеспечение  более  высокого  уровня  жизни.

- получения  наибольших (наилучших) результатов  при  минимальных  затратах  имеющихся  ограниченных  производственных  ресурсов.

- обеспечить  всех, кто  может  и  желает  работать, занятием (рабочим  местом) в  соответствии  с  их  потребностями  и  квалификацией.

- избежать сложности  в  экономической  деятельности (инфляция                               и  дефляция).

- предприниматели, хозяйствующие  субъекты  рыночной  экономики        должны  обладать  в  своей  экономической  деятельности  высокой  степенью  свободы.

- обеспечить людей с ограниченными возможностями (хронически  больные, нетрудоспособные, престарелые  и  другие  иждивенцы), то есть осуществить им нормальное существование  за  счет  средств  государственного  бюджета  и  различных  социальных  и благотворительных  фондов.

- поддержание  разумного  соотношения  экспорта  и  импорта внешней  торговли  национальной  экономики.

-  поддерживать баланс  международных  финансовых  сделок.

которые невозможно решить без вмешательства государства и без наличия в экономике страны государственного сектора. Особая ответственность ложится на государство в связи с необходимостью прогнозирования развития экономики, от чего зависит будущее страны и народа.

Отсюда следует, что решение нашего правительства о  ликвидации государственного сектора в экономике может отбросить  Россию на 500 лет назад. То есть фактически в XVI век!!! Для России это может стать катастрофой.

Я считаю, что необходимо не только сохранить государственный сектор в экономике, но и на период становления рыночной экономике его увеличить, что позволит ослабить социальную напряжённость в стране, сохранить природный и военный потенциал страны и даст время для выборов более приемлемого типа экономики. 

 


 

[1] Липсиц М.В. «Экономика», Москва, 2003г.

[2] Боголюбов А.Н. «Обществознание 10-11 кл»., Москва, 2000 г.

[3] Варга В.Роль государства в рыночном хозяйстве. МЭиМО,1992г.,стр 201.

[4] Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве. МЭиМО, 1992г., стр. 131.

[5] Вотской К. П., Водянский В.А. и др.. История эволюции представлений о роли государства в экономике. 1996г., Москва, стр. 304.

[6] Поршнев А.Г., Денисов А.Б. и др.. Политическая экономия и история экономических учений. Москва 2003г., стр98.

[7] Заставенко, Райзберг "Государственные программы и ры­нок", Экономист, N 3, 1991.

[8] Вотской К. П., Водянский В.А. и др.. История эволюции представлений о роли государства в экономике. 1996г., Москва, стр. 467.

[9] Денисов Б.А и др.. Десять очерков по политической экономии. Москва, 2001г., стр341.

[10] Денисов Б.А и др.. Десять очерков по политической экономии. Москва, 2001г., стр379

[11] Лебедев О.Т, Коньковская А.Р.,Филиппова Т.Ю. Основы экономики. СПб: Ид «МиМ», 1997г., стр192.

[12] Современная экономика. Ростов – на – Дону, издательство «Феникс 1995» стр67.

[13] В.Папава "Роль государства в современной экономической системе", Вопросы экономики, N 11, 1993.

Hosted by uCoz